Записи ХХ Международной юнгианской конференции ПСАП и ИАПиПДО

Появилась возможность приобрести записи мероприятий конференции.

«О КОНФЕРЕНЦИИ» Дементьева Людмила, к.п.н., Президент ПСАП, юнгианский аналитик РОАП/ААПР/IAAP

На II Международной юнгианской конференции ПСАП и ИАПиПДО «Проблемы души нашего времени: архетипические истоки и вызовы современности» 2-3 октября 2021 г., были чудесные ,как доклады мэтров аналитической психологии, так и тех, кто только решается заявлять о себе и своих размышлениях.

Каждый образ стал кусочком в лоскутном одеяле, которое укрыло своим теплом всех нас и, как будто, всю Землю, истерзанную пандемией. Поэтому мне  близко мнение о   конференции моей коллеги, члена Правления ПСАП Елены Гришиной –ее образ  лечебной повязки, пластыря на измученном теле Земли.  В нашем пространстве было так много тепла, ведь  участвовали люди из разных частей света, от Казахстана до США, живущие с размахом в 15 часовых поясов.

Центральным образом для многих из нас стала японская чаша Кинцуги из доклада Дейла Матерса (члена Ассоциации юнгианских аналитиков, Великобритания (AJA) / IAAP) «Быть в незнании». Это чаша , которая рождается второй раз после того, как изначальная форма была разбита. При этом скрепляющим цементом между кусочками становится золото. Для меня этот образ стал бесценным даром, ведь осознание своих ошибок, боль переживаний могут обернуться  золотом жизненного опыта.

Созвучным чаше стал  для меня  образ в докладе «Тень отца на теле дочери» Сюзан Шварц, PhD, юнгианского аналитика, члена Общества юнгианских аналитиков Нью Мексико, США (NMSJA)/ IAAP, члена Американской психологической ассоциации. Это ожоговая   рана на бедре дочери от прикосновения отца, которую пациентка Сьюзан в своем сне пыталась закрыть/залечить бетоном. Этот бетон в нашей дискуссии напомнил памятник (сделанный из бетона или другого твердого материала), который ,с одной стороны ,может быть защищающим от непосредственного соприкосновения с болью травмы, а с другой – заставляющим помнить о травме, соприкасаясь с ней.

Образ памятника так же присутствовал в глубоком докладе Данильцевой Марианны, аналитического психолога, действительного члена ПСАП, ведущей групп самопознания ПСАП «Медленное чтение» «Индивидуальное и архетипическое в романе Вадима Сидура ‘Памятник современному состоянию’.  Аналитическое пространство и созидание личного мифа».

Одним  из важных понятий в докладе Дейла Матерса стало «Несветоносное отсутствие» как состояние, в котором находится человек, не ожидающий ничего, но проживающий всю полноту жизни. Отражающим это понятия образ родился у меня на мастер-классе Марианны Данильцевой «Медленное чтение. Читаем поэтический текст Арсения Тарковского ‘Ветер’» — темный лес на берегу тихого озера, в воде которого отражается свет луны и звезд, а на берегу сидит человек в полном одиночестве и при этом, в  единении со вселенной.

Противоположным Несветоносному отсутствию Дейл считает понятие Светоносное присутствие, которое ассоциируется со светом ,прокладывающим путь познания.

Созвучно этому в двух других  докладах- Ольги Игумновой, юнгианского аналитика, индивидуального члена IAAP, члена группы развития аналитической психологии Казахстана «Братско-сестринские отношения в казахских сказках: о пандемии, выборе и не только….» и Давыдова Ивана Павловича,  доктора философских наук, доцента, заместителя зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «»Охота на Снарка» Льюиса Кэрролла в свете юнгианского анализа»  рассматривался путь героя.

Еще один образ пути родился в обсуждении доклада Игумновой Ольги — образ белого верблюда, идущего по пустыне с Солнцем или Луной над горбом/горой, и останавливающегося  в месте, где может быть осуществлен ритуал перехода в иной мир. А молоко этого верблюда может вернуть человека к жизни.

В свою очередь молоко белого верблюда соотносится с образом крови как субстанции, осуществляющей энергетический обмен в теле человека. В своем сообщении к круглому столу «Психосоматические реакции на вызовы современности: архетипические основы и клинические проявления» я попробовала посмотреть на механизм болезни после заражения вирусом Ковид -19, осуществляющегося в закупорке капилляров микротромбами , как на нарушение энергетического обмена в коллективном теле человечества и атакой на индивидуальное в коллективном психическом.

Противоположным  образу верблюда, корабля пустыни, несущего на себе отражение божественного благословения, умеющего выдерживать засуху и соединять своим проложенным путем оазисы, для меня стал образ козла отпущения, наделенного сакральной виной и грехом и отпускаемого умирать в пустыню, о котором рассказала в своем докладе «Комплекс козла отпущения как составляющая коллективной травмы и ее отражение в современных образах индивидуальной психики» Иванова Светлана – аналитический психолог, кандидат тренинговой программы ААПР/IAAP, ведущая Литературного клуба ПСАП.

В завершении не могу не упомянуть два образа, возникшие в дискуссионном пространстве. Они, на мой взгляд, являются трасцендентными, отражающими единство и борьбу жизни и смерти. Один из них — это казахский  музыкальный струнный инструмент домбра с двумя струнами, на одной из которых играется музыка жизни, а на другой- музыка смерти, и только при игре на обеих струнах одновременно может звучать волшебная мелодия. Другой образ –  неваляшка/Ванька- встанька и подобные игрушки, отражающие возврат к жизни после падения/смерти/совершения ошибки.

И все это богатство родилось в пространстве нашей конференции и превратилось в прекрасное кружево. Волшебный опыт!

И вы можете присоединиться к нему, просмотрев видеозаписи конференции. Приобрести записи можно на нашем сайте.