Профессиональное Сообщество Аналитических Психологов
при поддержке
Российского Общества Аналитической Психологии
и информационной поддержке
Московской Ассоциации Аналитической Психологии

 

14-16 мая 2015 года состоялись лекции и семинары в формате вебинара (онлайн-участия) Дональда Калшеда (США).

Дональд Калшед — доктор философии, юнгианский аналитик и клинический психолог, практикующий в Альбукерке, Нью-Мехико. Он член Института К.Г. Юнга в Санта Фэ, старший преподаватель и супервизор Межрегионального общества Юнгианских аналитиков. Читает лекции о травме и ее терапии в США и по всему миру. Он также один из ведущих сотрудников Центра интегративной динамической психотерапии в Альбукерке, деятельность которого направлена на интеграцию аналитической психотерапии с новейшими открытиями в области теорий отношений, привязанности и современной нейронауки.

В своей первой книге «Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа» (1996, русское издание — 2001) д-р Калшед перекидывает мост между юнгианским подходом и психоаналитической теорией применительно к терапии травмы. В последней книге «Травма и душа: психодуховный подход к человеческому развитию и его прерыванию» (2013, готовится к изданию в России весной 2015 г.) исследуются одухотворенные или «мистические» аспекты в работе с травмой, то, как психотерапевтическая работа с пережившими травму иногда открывает доступ к миру души и духа. Он и его жена Робин живут зимой в Альбукерке, а летом – в Нью-Фаундленде в Канаде.

В двухдневном семинаре Дональд Калшед рассматривал актуальные темы теории и терапии травмы, опираясь на новейшие открытия в областях теории привязанности, нейронаук, изучающих аффекты, и соматически ориентированной работы здесь-и-теперь в терапевтическом процессе.

Лекция и семинар «Потерянная и возвращенная Душа-Ребенок в психотерапии ранней травмы»

Когда травма поражает развивающуюся психику ребенка, происходит расщепление, в результате которого часть личности укрывается в «Божьем мире», то есть в организующей матрице мифопоэтической психики, в которой она остается жить в «анабиозе» как потерянная душа, охраняемая защитами, созданными системой самосохранения травмированной психики. В этой лекции, иллюстрированной слайдами, д-р Калшед рассказал о ряде драматических моментов в психотерапии переживших травму, в которых происходил прорыв к диссоциированным чувствам. В эти моменты часто возникают сны, в которых появляется потерянный или покинутый ребенок – часто находящийся под угрозой репрессивных сил психики. Д. Калшед показал далее параллель мотивов этих снов и античных мифов о рождении и испытаниях, выпавших на долю Героя – того, кто несет двойную судьбу – частично человеческую, частично божественную.

Лекция и семинар «Душа в аду и ее освобождение: понимание клинической депрессии в свете «Божественной комедии» Данте»

Выжившие после травмы часто говорят о своей жизни, что они «живут в аду». Эта патологическая ситуация порождается архетипическими защитами психики и их подавляющей властью над тем, что один психоаналитик назвал «потерянным сердцем Я». Психотерапия в таком случае включает в себя то, что средневековые теологи называли «Descendit ad Inferos» – мучительное нисхождение в «преисподнюю» для того, чтобы встретится с забытой и отчлененной болью ранней жизни пациента. «Божественная комедия» дает нам прекрасный пример такого нисхождения – путешествия Данте и его проводника Вергилия в царство «темного Владыки» Гадеса. В этой лекции д-р Калшед показал, как глубинная психотерапия в конъюнкции с нейронаукой аффектов и открытий в области теории привязанности дает ответ на основной вопрос, встающий перед нами в клиническом и литературном материале: как можно открыть запертый адский крипт и освободить заключенных в нем?

Также в программу были включены короткие лекции-дискуссии:

  1. «Юнг и диссоциация в свете новейших теорий травмы». В этой лекции был представлен обзор идей Юнга, его вклада в теорию травмы, в сопоставлении и противопоставлении их с современными представлениями нейронаук об аффектах (Шор) и психоанализа отношений (Бломберг). Представлен случай, в котором произошло драматическое «разыгрывание» взаимной диссоциации. На примере этого случая лектор продемонстрировал, как сон помог аналитическим партнерам прожить исходную травму, но теперь с другим исходом. 
  2. «Переживание красоты в психоаналитической ситуации». Красота человеческой души иногда сияет в процессе нашей психотерапевтической работы с травмированной психикой в таких формах, которые редко освещаются в литературе. В этой лекции д-р Калшед представил три клинические виньетки, в которых переживание красоты ознаменовало момент трансформации в процессе исцеления, и затем он предложил более широкое обсуждение о всеобщем переживании красоты и защит от этого.
  3. «Травма, синхрония и паранормальный опыт в анализе». В этой лекции д-р Калшед представил ряд странных и впечатляющих историй о встречах психоаналитиков (включая Юнга) с необычными феноменами – все из которых имели отношение к «духовному». Пережившие травму особенно открыты к таким феноменам. Эти встречи дают нам возможность прикоснуться к другому миру «неординарной реальности». Они бросают вызов нашему видению того, как организован наш мир на основе известных физических законов, и, по-видимому, открывают нам область, лежащую «за пределами» нашего мира. Эти истории воссоединяют два мира и поэтому хороши для души.